Светлана Крючкова: «Всегда и всем говорю правду!»

Светлана Крючкова: «Всегда и всем говорю правду!»

Светлана Крючкова: «Всегда и всем говорю правду!»

Если Крючкова снимается, значит, это кому-нибудь нужно. В первую очередь ей самой, абы на что она не соглашается. Ну и зрителям, конечно!

Почти каждая роль актрисы - это событие. И не только давно минувших дней. Да, когда-то были «Большая перемена», «Старший сын», «Женитьба». Но теперь у всех на слуху и на виду «Брежнев», «Похороните меня за плинтусом» и «Ликвидация». Она везде и всегда хороша!

Не так давно Светлана Крючкова отметила 70-летие и выпустила книгу воспоминаний с довольно скромным названием «Я у жизни ученица». Нам удалось поговорить с актрисой, и народная любимица поделилась яркими воспоминаниями о значимых ролях и малоизвестными фактами из личной жизни.

«НИКОГДА НЕ СЧИТАЛА СЕБЯ КРАСАВИЦЕЙ»

— Светлана Николаевна, до сих пор, несмотря на то, что вы снялись в огромном количестве фильмов, вас помнят по Нелли из «Большой перемены». Это ведь была первая ваша большая роль в кино?

— Тому, что стала сниматься в кино, я обязана моему первому супругу. Сценарий «Большой перемены» был предложен Мише (Михаил Стародуб — первый муж актрисы, актер и поэт. — Ред.). Он играл на гитаре, пел, по сценарию должен был петь и его герой Ганжа. Миша прочитал сценарий, а потом попросил меня отнести его на «Мосфильм». Там я столкнулась с режиссером, который тут же предложил мне тоже попробоваться на одну из ролей… Так уж сложилось, что на Ганжу взяли другого замечательного артиста - Сашу Збруева. Он, кстати, не поющий. И таким образом получилось, что сценарий немного переделали и запела я…

— Вы как-то говорили, что роли красавиц в кино не для вас. Почему?

— Ужасно не люблю играть красавиц и никогда таковой себя не считала. Это какое-то другое ощущение. Меня часто спрашивают: а какая у вас любимая сказка в детстве была? Я могу ответить: «Гадкий утенок». Всегда именно таким гадким утенком себя и ощущала. Это сейчас у меня белые седые волосы, я их не крашу. А в молодости у меня были рыжие волосы и белые ресницы. Меня все дразнили: «Рыжий, рыжий, конопатый…» — и так далее. Я всегда чувствовала себя не такой, как все. И запомнила слова Александра Грина: «Люди могут простить друг другу все: равнодушие, трусость, даже подлость. Кроме одного — непохожести на себя!»

ИДЕАЛЬНАЯ ЖАБА

— У вас много самых разных ролей, но есть, наверное, любимые?

— Одна из моих любимых ролей — тетя Песя в фильме «Ликвидация». У меня до съемок в этом сериале была и клиническая смерть, две операции и боль, которая не оставляла меня (у артистки около 15 лет назад обнаружили онкологическое заболевание, и она лечилась в Германии. — Ред.). И вот мне с одной кинокомпании позвонили и предложили играть какую-то роль. Я сказала, в каком физическом состоянии нахожусь (а я всем и всегда говорю правду: я такая, какая есть). Позвонили с другой - тоже им честно сказала, они отказались. А потом позвонил человек, который предложил играть у Сергея Урсуляка. Я сказала, что мне нужен трейлер на площадке (снимали сериал в Одессе. - Ред.), чтобы он постоянно стоял и туда никто не заходил, кроме меня, квартира со всеми удобствами и чтобы меня каждый вечер возили на море: я буду плавать. Они на это согласились. И кто от всего этого выиграл? Выиграла «Ликвидация»! (Смеется.)

— Вы снимались еще и в сказках, в «Дюймовочке» например...

— С этим фильмом была смешная история. Произошла она на фестивале «Киношок». Я была со своим старшим сыном Митей, а он со своей девушкой тогда (сейчас она его жена) и младшим сыном Сашей. И вот я, как настоящая еврейская мама, за всеми смотрела. «Митя, плавайте только вдоль берега, чтобы я вас всех видела!», «Саша, куда ты пошел, не смей брать немытые помидоры!» И так два дня. А за это время я обратила внимание, что на меня постоянно смотрит какой-то мужчина. Думаю: ну мало ли, может, ему толстые старые бабы нравятся. (Смеется.) Люди же разные бывают. И вдруг он подходит ко мне и говорит: «Вы знаете, я за вами наблюдаю уже два дня! Знаете, что хочу вам сказать? Вы настоящая жаба!» И хорошо, что у меня чувство юмора всегда идет первым, я засмеялась. Мужчина представился. Оказалось, что это режиссер Леонид Нечаев, который снимал «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и многие другие детские ленты. Теперь он хотел снимать «Дюймовочку». А я, как он посчитал, идеально подходила на роль Жабы. И вот так мы познакомились и стали выбивать деньги на этот проект, который потом сняли через несколько лет…

«КАЖДЫЙ РАЗ ВЛЮБЛЯЛАСЬ НЕСМЕРТЬ»

— Какие у вас воспоминания о детстве? Часто вспоминаете свой родной город Кишинев?

— Место, где родился и вырос человек, оказывает на него очень большое влияние. Город Кишинев был совершенно потрясающий! У тех людей, которые приезжают в него сейчас, не может возникнуть никакого представления о том, каким он был. В этом городе родилось огромное количество хороших людей. Например, Саша Олешко — он из Кишинева. Или Юра Николаев, который был всегда активным участником самодеятельности, театрального кружка в Доме пионеров. Мы с ним не общались, я была младше, но про него там знали все. А Николай Лебедев, именитый режиссер, он жил в соседнем дворе. Видите, каких людей земля эта рождала! Для меня этот город был из тепла, деревьев, фруктов, солнца и прекрасных людей, которые общаются между собой.

— После Кишинева вы жили в Москве, поступили здесь хоть и не с первого раза в Школу-студию МХАТ, работали в Московском Художественном театре. А потом вдруг переехали в Ленинград. Почему?

— Да, в этом городе я встретила своего второго мужа. Поехала туда по делам — и, как это бывает, любовь с первого взгляда. Я влюбилась в оператора Юрия Векслера и бросила Москву. Стоял август, я позвонила домой Олегу Ефремову, который был тогда художественным руководителем Московского Художественного театра. «Олег Николаевич! Я ухожу из театра!» — «Ты что, с ума сошла?! У нас столько планов!» — «Я выхожу замуж!» Он, зная мою влюбчивость, потому что я каждый раз влюблялась насмерть (смеется), выдержал паузу и иронично сказал: «Ну и за кого? За Векслера? Выходи!» Они работали вместе на картине «Здравствуй и прощай», и Олег Ефремов очень хорошо знал Юру. Так я осталась в Ленинграде, где живу и сейчас.

«ЖИЗНИ ОСТАЛОСЬ НЕ ТАК УЖ И МНОГО…»

— Светлана Николаевна, я знаю, что у вас к книгам довольно трепетное отношение…

— Меня воспитали книги. В советской школе нас часто просили написать сочинение на тему «Всем хорошим во мне я обязан…». Я могу совершенно четко сказать, что я всем хорошим во мне обязана книгам. В пять лет научилась читать и читала сначала газеты, а потом, в шесть лет, прочла роман, найденный на чердаке...

— Недавно вышла ваша новая биографическая книга. Почему вы решили рассказать все о своей жизни честно и откровенно?

— Причиной того, что я начала писать и издавать свои книги, стало то, что сейчас очень искажают факты — кто во что горазд. Я от этого устала. Жизни осталось не так уж и много, между нами говоря. Пока я тут, я еще, может быть, успею сказать, как это было на самом деле: с кем меня сталкивала жизнь, по каким ухабам меня носило и как я могла выстоять на этой не совсем легкой дороге...

— Название, кстати, прекрасное!

— «Я у жизни ученица» — так говорила Анна Андреевна Ахматова. На самом деле я могу повторять за ней эти слова, потому что я все время учусь. И не считаю, что этот процесс закончен или закончится когда-нибудь. Каждый день можно у любого человека чему-то научиться, и это только формирует твою личность…

Валерия Хващевская

Фото В. Тараканова

Источник: mirnov.ru



Добавить комментарий